СМАЗКА АГРЕГАТОВ ВЕРТОЛЕТА. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Для безотказной работы многочисленных агрегатов и механизмов вертолета в течение всего технического ресурса, помимо целого ряда других работ, необходимо периодически производить их смазку.
Требования к свойствам смазки связаны с конструктивной особенностью того или иного агрегата (механизма) и теми условиями, в которых он эксплуатируется.
Применение в узлах трения смазок, не предусмотренных инструкциями по эксплуатации вертолетов, запрещается, так как это вызывает повышенный износ деталей и преждевременный выход их из строя. В настоящее время нет такой смазки, которая удовлетворяла бы условиям работы всех агрегатов и механизмов, устанавливаемых на вертолете. Поэтому на вертолете из-за большого количества разнообразных агрегатов и механизмов, работающих в различных условиях, применяется значительно большее количество смазок и масел, чем на самолете. Своевременное и правильное применение смазочных материалов, а также знание их основных свойств является весьма важным условием обеспечения работоспособности агрегата, механизма, узла в течение их срока службы.
Смазки и масла на вертолетах выполняют две основные функции, во-первых, они уменьшают трение и тем самым износ трущихся поверхностей деталей, во-вторых, осуществляют охлаждение деталей в узлах трения.
Коротко рассмотрим явление трения.
Трением называется сопротивление, возникающее при относительном перемещении двух соприкасающихся тел в плоскости их касания. Сила сопротивления, направленная противоположно сдвигающему усилию, называется
154
силой трения. Различают три вида трения: сухое, жидкостное и полусухое, или полужидкостное. Сухое трение возникает при отсутствии смазки, жидкостное трение—когда поверхности полностью разделены слоем жидкости (масла или смазки), и полусухое, или полужидкостное, — когда слой смазки покрывает лишь часть поверхности.
При тех скоростях и нагрузках в узлах трения, которые свойственны агрегатам и механизмам вертолета, работа их в условиях сухого трения приводит к быстрому разрушению, так как взаимное перемещение твердых поверхностей при сухом трении влечет за собой разрушение их поверхностного слоя.
Отсюда возникает необходимость периодической смазки узлов, при этом сухое трение заменяется жидкостным, при котором поверхности полностью разделяются слоем смазки, в результате чего износ резко уменьшается. Полностью избежать износа деталей в практике их эксплуатации не удается, так как бывают моменты (раскрутка трансмиссии), когда узлы трения работают при недостаточной смазке. Однако при своевременной и качественной смазке узлов трения в соответствии с инструкцией по технической эксплуатации работоспособность этих узлов обеспечивается в пределах всего технического ресурса.
В качестве смазывающих веществ на вертолетах применяются смазочные масла: МС-14, МС-20, МК-22, гипоидное, турбинное и консистентные смазки: ЦИАТИМ-201 (ЦИАТИМ-203), НК-50.
Смазки, являясь пластичными смазочными материалами, по своим свойствам отличаются от жидких масел. Они применяются в узлах трения, работающих в широком диапазоне температур, с переменными скоростными режимами, с ограниченным доступом к узлам.
Применять смазки разрешается при условии, что их свойства удовлетворяют определенным техническим условиям. К этим свойствам относятся: температура каплепа — дения, внешний вид и цвет, коррозирующее действие на металлы и др.
Хранение смазок должно быть организовано таким образом, чтобы они не загрязнялись и в них не попадала вода. Изменению качества смазок и их порче при хранении способствуют повышенная температура, наличие влаги, солнечный свет и усиленная циркуляция воздуха. Поэтому смазки нужно хранить в исправной таре в закрытых хра-
нилищах. Только при таком хранении обеспечивается сохранение свойств смазки и соответствие их техническим условиям (ГОСТ).
Ниже приводятся масла и смазки, применяемые на вертолетах.
§ 2. МАСЛА И СМАЗКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ВЕРТОЛЕТАХ1 .
Авиационные масла
(ГОСТ 1013—49)
Консистентные смазки
|
Смазка узлов и агрегатов вертолетов производится периодически в соответствии с картами и таблицами смазки, которые имеются для каждого типа вертолета.
В картах указывается, какие агрегаты и узлы трения подлежат смазке и периодичность смазки. Для вертолета Ми-1 такая карта показана на рис. 61, а для Ми-4 на рис. 62.
В таблицах указывается, какие смазки применяются в том или ином узле трения, а также количество подобных узлов.
Ниже приводятся таблицы смазок двигателей, агрегатов трансмиссии, втулок винтов и автоматов перекоса вертолетов Ми-1 и Ми-4.
^ *При наличии подтекания масла из уплотнений смазывать через 12,5 час. **После первых пяти часов работы заменить масло в осевых шарнирах втулки несущего винта. |
* Смазывать перед началом регламентных работ по токопроводящему коллектору. В процессе смазки под *-* шипника кольца автомата перекоса необходимо периодически поворачивать кольцо на угол 45—60®. 2 **Смазывать перед установкой токопроводящего коллектора. |
Продолжение
|
Осевой шарнир |
3 |
ЦИАТИМ-201 |
|
лопасти рулевого |
|||
винта ) |
• |
Для вертолетов Ми-4 |
Шприцевать штоковым шприцем до выделения избытка смазки через клапан |
Продолжение
|
ы о £ Н |
Наименование точек |
с; У £ |
Масло (смазка) |
К а> £ |
Примечание |
|
Номера смазки |
заправки и смазки |
£ о |
летом |
зимой |
Емкост точек, |
|
21 |
Подшипник тарелки автомата перекоса |
1 |
ЦИАТИМ-203 или ЦИАТИМ-201 |
Смазывать со снятием корпуса токопроводящего коллектора |
||
22 23 |
Подшипник рычага общего шага Подшипники кронштейна рычага общего шага |
2 2 |
То |
же 1* |
Шприцевать до появления смазки из-под резиновых колец То же |
|
24 |
Шлицы верхней муфты главного вала |
1 |
НК-50 |
0 |
Обильно смазать |
|
25 |
Заливная горловина маслобака |
1 |
МС-20 или МК-22 |
80 |
||
26 |
Кулачок магнето |
2 |
Масло турбинное |
5—8 капель в мас |
||
27 |
Маслосистема главного редуктора |
1 |
МС-20 или МК-22 |
ленку 40 |